Как лучше показать свою авторскую песню? Волшебный пиночек от Лены Лири
Авторская песня – всегда сложный материал: люди охотнее слушают знакомые, известные песни, чем новые песни новых, неизвестных (пока) авторов. Но каждому, кто собирается показать публике свою первую песню, важно помнить, что любая песня когда-то была новой, а любой автор когда-то был начинающим. И в этой статье я хочу подбодрить начинающих авторов, и дать несколько советов, которые когда-то пригодились бы мне самой (но мне их, увы, никто не дал).
Подготовьте небольшую самопрезентацию. Расскажите буквально в паре фраз о себе, и еще в паре фраз – о вашей песне: о чем она, как была написана. Очень уместно будет неглубокое погружение в контекст: предыстория, забавные или интересные эпизоды или факты, которые предшествовали созданию песни. В общем – что угодно, чем можно привлечь внимание совершенно незнакомых людей к вам и к тому, что сейчас прозвучит со сцены из ваших уст.
Очень хорошо подготовьтесь к выступлению: желательно играть по памяти, чтобы все «отскакивало от зубов», слова и аккорды не забывались – хотя фактор стресса все равно может спутать ваши мысли, но сделайте хотя бы то, что зависит от вас: подготовьтесь настолько хорошо, насколько сможете.
Если п.2 невыполним (как в моем случае – я 4 года не схожу со сцены, но то и дело то слова забываю, то аккорды путаю))), вы не вполне уверены в своей памяти, и боитесь забыть слова или аккорды, возьмите на сцену пюпитр, поставьте на него текст с аккордами и не стесняйтесь этого. Многие артисты работают с пюпитром, а ковид сильно дал нам всем по памяти)). Лучше вовремя найти глазами подсказку, чем «зависнуть» в середине песни и начинать все сначала – хотя это тоже не трагедия, но «нерв» песни и внимание зрителей таким образом можно и потерять. В этом случае подготовьте «шпаргалку» так, чтобы вам легко было найти любое место в тексте, и для этого хватило бы одного беглого взгляда на пюпитр.
Ищите глаза слушателей, не бойтесь прямых взглядов, не прячьте глаза в гитару, листок бумаги или в пол. Найдите в зале того, кто внимательно смотрит на вас, и посмотрите на него в ответ, пойте лично ему. И в течение всего выступления переводите взгляд на разных слушателей, ищите контакт глазами с каждым. Это нужно для того, чтобы люди поверили вам. Поверили в вашу искренность и захотели вас слушать дальше.
Вовлекайте слушателей в свою историю: если в песне есть припев, заранее озвучьте слова, и пригласите зрителей спеть его вместе с вами. Если есть другие варианты для интерактива – также заранее скажите об этом и объясните, что надо делать – хлопать в ладоши, дудеть в «казу», топать ногой, поднимать руки вверх и т.п.
Страх. Лично у меня страх или волнение бывают только до того момента, когда я выхожу на сцену: когда я уже там, я понимаю что назад дороги нет, а значит бояться никакого смысла уже нет. Газ в пол, и только вперед: покажите лучшее, на что вы способны.
Будьте собой. Я за артистизм на сцене, но искренность в авторском творчестве, имхо, важнее. Я никогда не притворяюсь на сцене кем-то другим: я на сцене такая же, как в компании друзей или близких. Хотя я точно знаю, что есть и те, кому проще «надеть маску» на время выхода на сцену: представить себя кем-то другим (когда я – это я, то мне может быть слишком страшно, а вдруг меня не примут? Лучше представим, что я – Хелависа, например, и если люди не примут Хелавису во мне, это не так страшно, как если они не примут меня лично). Так вот: если вам органичнее надеть маску – то заранее подумайте о том, какую именно, продумайте свой образ и поведение на сцене. Это тоже может быть круто и интересно.
Не бойтесь лажи. В начале пути все лажают, слышите? ВСЕ. Вообще все, даже самые крутые. И тут на помощь приходят самоирония и умение посмеяться над собой и своими лажами. Для меня это как раз самое интересное, когда я наблюдаю за артистами: кто как обыгрывает свои лажи. Кто-то продолжает с покерфейсом играть дальше – типа «так и задумано». Кто-то начинает ржать и вслед за ним начинает угорать весь зал. Кто-то останавливается и начинает все сначала… Я обычно выбираю либо первое, либо второе. Не злитесь на себя за лажи – научите себя смеяться над ними, и вам все простят, потому что смех – это же прекрасно!
Помните, что вы относитесь к себе гораздо строже, чем ваши зрители. Потому что это авторская песня, и только вы на самом деле знаете, как она должна звучать. Остальные этого не знают. Поэтому, скорее всего, даже не заметят ваших ошибок.
Приятное впечатление от вас, как личности и артиста – это +100 баллов к восприятию вашей песни. Песня сама по себе редко воспринимается в отрыве от автора, а ваша харизма, образ, шутки, слова и манера общения дадут вашей песне больше шансов быть прослушанной с бОльшим вниманием.
Помните, что вы здесь – не для себя, а для других. Можно сколько угодно обманывать себя в том, что «мы пишем для себя». Нет. В противном случае, нам не хотелось бы выходить на сцену с нашими песнями. Мы хотим быть услышанными. Поэтому во время исполнения песни, обращайтесь к людям: смотрите им в глаза, не бубните себе под нос, а посылайте всю свою энергию, мысли и слова в зал – туда, где сидят ваши зрители.
И самое важное. Нельзя понравиться всем без исключения, но если ваша песня найдет отклик в сердце хотя бы одного человека – значит, все не зря. Но для этого точно нужно, чтобы вашу песню услышали. Поэтому прочь сомнения, и – вперед! Миру нужны ваши песни и ваше творчество. Точно.