Зачем нужно транспонирование?
Транспонирование (или транспозиция – в переводе с латыни – «переставлять», «перемещать») – музыкальный термин, которым называют перенос музыкального произведения в другую тональность для понижения или повышения его звучания.
Обычно, мы используем транспонирование для того, чтобы нам было удобнее петь или легче играть, т.к. далеко не всегда оригинальная тональность удобна для исполнения. При этом последовательность нот в произведении остается прежней, а интервалы между нотами/аккордами не меняются – все ноты в произведении переносятся на одинаковый интервал.
Несмотря на то, что чаще всего транспонирование используется певцами и аккомпаниаторами, оно является еще и весьма эффективным инструментом для развития музыкального слуха, памяти, внимания и повышения общей музыкальной грамотности. Транспонирование помогает лучше ориентироваться на грифе (если мы говорим о струнных инструментах), и, конечно, расширяет наши творческие и исполнительские возможности.
Почему навык транспонирования для укулеле и гитары – особенно полезен?
- Во-первых, когда мы высчитываем количество ступеней для перемещения каждого аккорда из одной тональности в другую, начинает работать мозг, что, согласитесь, всегда полезно. Профилактика Альцгеймера, если угодно))
- Во-вторых, так мы освоим и выучим большее количество аккордов, чем если упрямо будем продолжать играть все в одной тональности.
- В-третьих, чем больше аккордов в нашем арсенале – тем лучше и свободнее мы владеем инструментом и не боимся редких сложных аккордов, потому что мы уже знакомы с ними
- В-четвертых, развитый навык транспонирования не вызовет затруднений, если мы встретим модуляцию в произведении: модуляция – это когда внутри одного произведения происходит смена тональности, например, один куплет играется в ля мажор, второй – в си мажор, третий – в ре мажор, и потом возврат в исходную тональность – бывает и такое! А если у нас в арсенале много аккордов, и мы умеем транспонировать – нас это совсем не пугает
- В-пятых, навык транспонирования позволяет лучше понимать принципы гармонии – как части музыкального произведения, то есть, существенно расширяет наш музыкальный кругозор.
Модуляции и транспозиция – это сильные художественные приемы, добавляющие произведению особенный эмоциональный окрас. Поэтому мы в Укубанде всегда с пиететом и глубоким уважением относимся к авторским тональностям, и почти всегда (за очень редким исключением) делаем разборы песен и произведений в оригинальных тональностях, потому что зачастую выбор тональности автором делает ту или иную песню именно такой, какой мы ее полюбили. У каждой тональности – свое настроение и свой посыл к слушателю, но это уже совсем другая история, которую мы расскажем в одной из наших следующих статей!
Пока же вернемся к транспонированию.
Как транспонировать песню в другую тональность
Есть такое замечательное универсальное средство для транспорта аккордов, как квинтовый круг.
Почему квинтовый круг? Потому что обозначения аккордов в нем расположены не по порядку – A B C D и так далее – а через определённый интервал: C – G – D – A – E, и т.д. – по внешнему кругу, и Cm – Gm – Dm – Am – Em, и т.д. – по внутреннему кругу. То есть, интервал между парой аккордов – ровно квинта.
На внешнем круге у нас расположены мажорные аккорды, на внутреннем – минорные.
Для того, чтобы транспонировать аккорды песни из одной тональности в другую, нам нужно каждый аккорд передвинуть на одинаковое число ступеней (клеточек круга) вправо или влево по кругу – в зависимости от того, в какую именно тональность мы хотим транспонировать песню. Самое главное – сдвинуть каждый аккорд песни на одинаковое количество клеточек, не запутаться!
Предлагаем вам посмотреть видео-инструкцию от Насти Подкорытовой о том, как транспонировать песню в другую тональность при помощи квинтового круга:
Правила транспонирования:
- Мажорные аккорды транспонируются только в мажорные, минорные – только в минорные. То есть, при транспонировании Dm никак не может превратиться, например, в A – только в Am. То есть, окрас аккорда (минор или мажор) всегда сохраняется при транспонировании.
- Диезы и бемоли при транспонировании не сохраняются: так, например, аккорд Bb при транспонировании из тональности ре мажор в тональность ля мажор превратится в F – аккорд без значка бемоль или диез.
- Зато все прочие «крокозябры» – 7, dim, sus и прочие знаки при аккордах – при транспонировании сохраняются, то есть, например, аккорд Ddim превращается в аккорд D#dim при повышении на полтона.